Previous Entry Share Next Entry
«Надежда умирает последней». Моя трактовка «Шоссе в никуда» Дэвида Линча
belk_off

В московских пробках есть одна единственная прелесть – можно сделать то, что постоянно откладываешь ввиду тех или иных обстоятельств. Например, посмотреть фильм.

Я давно хотел пересмотреть Линча. И решил начать с самого загадочного его фильма - «Шоссе в никуда». Смотрел я его раза три. Но это было давно. На момент последнего просмотра puzzle в голове как-то складывался, но картинка была «неустойчивой» и содержала массу пробелов – я не мог для себя однозначно трактовать этот фильм. Новый же просмотр смог уложить массу кирпичиков на свои места. Не скажу, что посетило озарение. Нет. Скорее всего, я стал старше и теперь воспринимаю вещи несколько с иного ракурса. Возможно, с ракурса некой условной мудрости.

Я не критик, не философ, не психолог. Я технарь. Данный текст – не рецензия и не аналитическая статья. Это изложенное простыми словами мое личное понимание Линча, всех его витиеватостей изложения материала и даже, возможно, того, что он хотел сказать данным фильмом.

Так о чем он? Он о страхе. О страхе потери повседневных  иллюзий. Если быть более точным – о страхе измены и, как неминуемое следствие, о страхе одиночества. Ну и, конечно же, о том, к чему это все может привести – к помешательству.
С первых кадров понятно, что в чете Фред и Рене что-то не так. Это становится очевидным при просмотре мастерски сыгранной Пуллманом сцене, в которой Рене говорит, что останется дома и почитает. В вопросе Фреда: "Почитаешь? Что ты почитаешь, Рене?" явно сквозит продолжение: «Ведь ты же читать не умеешь». Безусловно, он этого не говорит, но оно как бы слетает с языка. Далее становится понятным, что он подозревает ее в изменах. Поэтому он звонит ночью домой, проверяя ее. Именно поэтому он ищет дома «врага», кого-то кто вторгается в его личное пространство. И он его находит. Таинственного человека – олицетворение своего страха. Он сопровождает его повсюду – на вечеринке, дома в спальне. Ведь именно он – таинственный человек – держит в руках ненавистный Фреду предмет – видеокамеру. Почему Фред так не любит видео? Потому что оно не врет. Потому что оно фиксирует то, что реально. То есть, правду. А чего боится Фред? Да, да, той самой правды, то есть потери иллюзий. Именно поэтому он в одной из финальных сцен с неподдельным ужасом бросается в автомобиль и уезжает от снимающего его Таинственного человека.
Что реально в этом фильме? А что есть вымысел или бред сходящего с ума человека или, например,  сон? На мой взгляд, реально только одно – Фред убил свою жену и за это приговорен к смертной казни на электрическом стуле. Является ли реальным то, что Рене якобы имеет скелеты в шкафу, а именно: снималась ли она в порно, имеет ли любовников (Энди или Дика Лоранта) и, в конце концов, изменяет ли она мужу и «был ли мальчик»– это не важно. Важно, что это находится в его больной голове. Это мотивы его поведения и действий.
Композиционно фильм закольцован. И вот это действительно важно. Шоссе в никуда – это круг, по которому придется пройти, возможно, не один раз в попытках идентифицировать  себя или оправдать жену и найти спасение от поглощающего чувства вины за содеянное. Это замкнутый круг. Нет оправданий и нет надежд на спасение. Есть одно. Ожидание смерти, потеря иллюзий и сопровождающей их мнимой «стабильности» мирной спокойной семейной жизни.

Но все ли так просто? Нет, иначе это был бы не Линч. Как трактовать вторую часть с момента, когда на месте Фреда в тюрьме оказывается Пит? Все же это - сон, ведь этому предшествует сцена, где его пичкают лекарствами, чтобы он смог уснуть. Но давайте попробуем разобраться, о чем этот сон, какова его трактовка.

Сны, как известно, явление не самостоятельное. В любом случае, это те или иные проекции реальности. Не будем вдаваться в определения и рассуждения об их природе. Текст не об этом.

Сон Фреда – это грезы о несостоявшемся, надежда на спасение. Спасение себя и ситуации в целом. Ему снится, что он просыпается невиновным, его отпускают и он возвращается к нормальной жизни. То есть, Пит – это Фред. Но не совсем. Это он, но уже другой, как будто заново родившийся. Вот тут начинается самое интересное. Реальность начинает отражаться во сне под другим углом, играть «за», а не «против». Полицейские постоянно «присматривают» за ним. Но не гонятся. Есть «та ночь» (ночь убийства), но о ней он ничего не помнит. Есть Элис, она же Рене, но страстно его хотящая, а не унизительно похлопывающая по плечу после постельной неудачи. Есть красивая история страстной любви. Есть Мистер Эдди, под покровительством которого весьма комфортно. Но с развитием сюжета ситуация усугубляется. Его мучают усиливающиеся головные боли – приступы, которые очень напоминают выходы из определенных фаз сна с практически неуловимыми для сознания пробуждениями. Реальность начинает проступать все сильнее и сильнее и возвращать все на круги своя. И вот он, переломный момент. Казалось бы, есть все, и осталось лишь купить билет в счастливую жизнь – всего лишь ограбить Эдди. Но не тут-то было. В его доме Пит видит большой экран, на котором транслируется то самое порно. Да и Элис вдруг открывает себя не с неожиданной стороны – безжалостно и без единой эмоции грабит убитого Питом Эдди и недвусмысленно дает понять, что она тут ни причем – он, Пит, его убил. Ну и кульминация – «Я никогда не буду твоей». Отчасти потому, что она никогда не была «его», и это была та самая правда, которой боялся Фред – потому, что изменяла или попросту не любила. Отчасти потому, что она мертва – ведь он ее убил. Когда сон заканчивается, Пит снова становится Фредом. И снова появляется Таинственный человек. Уже с видеокамерой в руках.

Есть и обратное проникновение. Возможно, реальность выглядела так – Фред звонит ночью домой, Рене не снимает трубку. Он едет к Энди. Видит там порно на большом экране (то самое видео, ту самую правду). Там же - фото, на котором Рене/Элис стоят с Энди и Лораном. Далее в отель, где застает жену в постели с Диком. Запихивает его в багажник, везет в пустыню, убивает его там, а потом едет домой и убивает Рене. Но об этом мы никогда не узнаем. И, как я писал выше, это и не важно.
Можно заметить, что Рене уезжает из отеля на машине Фреда. Он, видимо, приехал туда на автобусе, как Элис во сне просила это сделать Пита. Можно также заметить, что история знакомства Рене с Энди выглядит одинаково и во сне, и в «реальности» с одним исключением. Во сне Элис рассказывает, что под дулом пистолета ее заставили заниматься сексом с мистером Эдди. Это попытка  Фреда оправдать Рене. Опять же иллюзия. В «реальности» же, как мне кажется, Рене делает это по собственной воле и получает от этого необходимую для себя часть эмоционального и сексуального профита. Как и от съемок в порно. Но этот вопрос оставим психоаналитикам.

Резюмируя. Цепочка происходящего с Фредом выглядит так - сомнение, подозрение, страх, ревность, отчаяние, помешательство, убийство. Вот Вам и вся любовь. И никакой надежды. Помешательство и смерть на электрическом стуле. И финальные титры.

P.S. Я уверен, что трактовка и интерпретация фильма может быть существенно глубже. Я лишь попытался восстановить ход событий и трактовать сюжет, собрав паззл, созданный Линчем.

  • 1
Надо бы пересмотреть...

  • 1
?

Log in